Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться

Духовная сфера

Часть А. Выберите один из вариантов ответа.
А1.      Приобщение человека к культуре обязательно требует от человека:
1) посещения концертов и музеев,
2) самостоятельных духовных усилий,
3) высшего образования,
4) устойчивого материального положения.
А2.      Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например, привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?
1) о сохранении самобытности,
2) о возрождении традиций,
3) о национальной изоляции,
4) о взаимном обогащении.
А3.      В наиболее общем виде под культурой понимают:
1) сложные формы поведения человека и животных,
2) все виды преобразовательной деятельности человека,
3) приспособление живых существ к окружающей среде,
4) явления природы, благоприятные для человека.
А4.      Культура в широком смысле:
1) уровень технического развития общества,
2) совокупность всех достижений человека,
3) уровень образованности населения,
4) все жанры искусства.
А5.      Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?
1) празднование Масленицы,
2) посещение художественной галереи,
3) прочтение стихотворение А.С. Пушкина,
4) создание самолета братьями Райт.
А6.      Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?
1) выразительное чтение стихотворения,
2) ежегодный бал выпускников школы,
3) просмотр кинофильма,
4) изобретение телефона.
А7.      Культура, произведения которой ориентированы на узкий круг знатоков, называется:
1) народной,
2) массовой,
3) экранной,
4) элитарной.
А8.      Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к:
1) народной,
2) массовой,
3) экранной,
4) элитарной.
А9.      Массовая культура:
1) появилась с развитием средств массовой информации,
2) сопровождает всю историю человечества,
3) является продуктом тоталитарных обществ  с их стремлением к контролю над массами,
4) зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа.
А10.  Массовая культура, в отличие от народной:
1) воспринимается узким кругом ценителей,
2) возникла только с переходом к индустриальному обществу,
3) не взаимодействует с элитарной культурой,
4) базируется на национальных традициях.
А11.  Произведения массового искусства, в отличие от элитарного:
1) имеют авторство,
2) предусматривают широкое тиражирование,
3) обладают жанровым разнообразием,
4) используют систему художественных образов.
А12.  Верны ли суждения о массовой культуре?
А. Для всех произведений массовой культуры характерно обращение к народным традициям.
Б. Для всех произведений массовой культуры характерно простое и доступное содержание.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А13.  Верны ли суждения о массовой культуре?
А. Коммерционализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории.
Б. В массовой культуре произведения литературы, живописи, кинематографа рассматриваются прежде всего как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А14.  Верны ли суждения о разновидностях культуры?
А. Свобода творца всегда ограничена необходимостью продажи своих произведений.
Б. Произведения массовой культуры, как правило, ориентированы на выражение социального протеста.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А15.  Верны ли суждения о культуре?
А. Каждый предмет материальной культуры – это результат не только «исполняющей руки», но и «мыслящей головы».
Б. Каждый продукт духовной культуры может существовать лишь в материальной форме.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А16.  Верны ли суждения о культурных процессах?
А. Интернационализации культуры способствует мировое разделение труда, возросшая подвижность населения.
Б. Интернационализации культуры способствует научно-технический прогресс, развитие информационных технологий.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А17.  Верны ли суждения о культурных процессах?
А. Культура возникает и развивается в результате социальной деятельности людей.
Б. Возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А18.  Верны ли суждения о современной культуре?
А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и другие.
Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А19.  Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?
1) вера в сверхъестественные силы,
2) теоретическое обоснование законов развития природы и общества,
3) выражение субъективного отношения к миру,
4) предложение законченной мировоззренческой системы.
А20.  Наука отражает мир в
1) понятиях и терминах,
2) художественных образах,
3) символах веры,
4) обыденных представлениях.
А21.  Культурно-мировоззренческая функция науки проявляется в ее способности участвовать в решении вопросов:
1) управление общественными процессами,
2) совершенствования производства,
3) разработки экономических реформ,
4) возникновения и сущности жизни.
А22.  Социальная функция науки проявляется в ее способности участвовать в:
1) познании строения Вселенной,
2) совершенствовании техники,
3) решении глобальных проблем современности,
4) изучении вопросов происхождения и сущности человека.
А23.  Ученые-вулканологи, обследовав склон вулкана, предупредили местных жителей об опасности извержения. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?
1) познавательно-объяснительная,
2) культурная,
3) социальная,
4) мировоззренческая.
А24.  Какую функцию науки иллюстрирует создание и распространение устойчивых к болезням и вредителям сортов растений:
1) познавательно-объяснительную,
2) мировоззренческую,
3) производительную,
4) социальную.
А25.  Верны ли суждения о роли науки в современном обществе?
А. Проблема социальной ответственности ученого за последствия своих научных открытий была осознанна много столетий назад.
Б. В современном обществе вопросы социальной ответственности ученого утратили свою актуальность.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А26.  Верны ли суждения о науке?
А. Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности.
Б. Наука создает эмоционально-чувственный образ объективной реальности.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А27.  Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется:
1) наукой,
2) искусством,
3) образованием,
4) творчеством.
А28.  Какое из следующих понятий соответствует определению «Самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, личности»?
1) самоанализ,
2) самообразование,
3) самореализация,
4) самодеятельность.
А29.  Согласно Конституции РФ обязательным является:
1) начальное общее образование,
2) основное общее образование,
3) профессиональное образование,
4) высшее образование.
А30.  К основным функциям школы как социального института относится:
1) развитие научных знаний,
2) социализация личности,
3) создание новых рабочих мест,
4) углубление социальной дифференциации.
А31.  Какое утверждение характеризует образование в Российской Федерации?
1) среднее образование в РФ дает только общеобразовательная школа,
2) в РФ предусмотрена возможность завершения средней общеобразовательной школы в системе экстерната,
3) среднее полное (общее) образование является по Конституции РФ обязательным,
4) ученик не может быть исключен из среднего общеобразовательного учреждения.
А32.  Гуманизация образования предполагает:
1) разнообразие образовательных услуг,
2) компьютеризацию учебных заведений,
3) унификацию требований к учебному оборудованию,
4) особое внимание к общественным дисциплинам.
А33.  Процесс гуманизации образования предполагает:
1) соблюдение устава школы,
2) обязательное общее образование,
3) учет потребностей и интересов учащихся,
4) обучение в две смены.
А34.  Алексей учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает:
1) основное образование,
2) полное (среднее) образование,
3) среднее профессиональное образование,
4) высшее профессиональное образование.
А35.  Верны ли суждения о роли образования в современном обществе?
А. Образование остается одним из важнейших каналов социализации личности.
Б. В системе современного образования все большее значение приобретает тенденция к его гуманизации, к учету индивидуальных особенностей школьников.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А36.  Верны ли суждения об образовательной системе в нашем обществе?
А. Все дополнительные образовательные услуг являются бесплатными.
Б. Дошкольное образование является ступенью общего образования.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А37.  Верны ли суждения о социальной функции образования?
А. Социальная функция образования заключается в том, что человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.
Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А38.  Общим для науки и искусства является:
1) обоснованность предположений,
2) стремление к познанию мира,
3) выражение эмоций,
4) формирование чувства прекрасного.
А39.  Что из перечисленного, характеризует искусство в отличие от науки:
1) выявление закономерностей развития природы и общества,
2) теоретическое решение мировоззренческих проблем,
3) отражение мира в художественных образах,
4) использование теоретических понятий.
А40.  Для художественного творчества обязательно (-а):
1) стремление к точному отражению действительности,
2) простота формы произведения,
3) работа в творческом коллективе,
4) использование образно-символических средствах.
А41.  Верны ли суждения об искусстве?
А. Искусство как компонент культуры отличается наибольшей устойчивостью своих форм.
Б. Одним из проявлений новаторства в искусстве служит смена художественных стилей.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А42.  Важнейшим необходимым механизмом творчества является:
1) интуиция,
2) безукоризненная логика,
3) наличие высшего профессионального образования,
4) приобретение знаний.
А43.  В отличие от средств массовой информации, средства массового воздействия
1) не имеют массового охвата аудитории,
2) не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории,
3) не требуют наличия особых технических средств,
4) не связаны с социально значимыми сторонами жизни.
А44.  К средствам массовой коммуникации, возникновение которых связано с переходом к постиндустриальному обществу, относится:
1) телевидение,
2) радио,
3) периодическая печать,
4) Интернет.
А45.  Реклама является неотъемлемой частью
1) элитарной культуры,
2) народной культуры,
3) массовой культуры,
4) духовной культуры.
А46.  К мировым религиям относится
1) христианство,
2) конфуцианство,
3) индуизм,
4) синтоизм.
А47.  Религия характеризуется тем, что:
1) отражает действительность в образно-символической форме,
2) выполняет функцию социального управления,
3) основана на вере в сверхъестественное,
4) комплексно описывает и объясняет события и явления.
А48.  Верны ли суждения о религии?
А. Религия оказалась долговременной, устойчивой формой культуры.
Б. Культ – один из основных компонентов религии.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

Часть В. Дайте краткий ответ на вопрос.
В1.       Запишите слово, пропущенное в схеме:
Форма научного знания


- это предположения, догадки, выдвигаемые в ходе научного исследования

теория
- система взаимосвязанных утверждений, законов

закон
- выводы о существенных, объективных, повторяющихся связях между предметами и явлениями

В2.       Запишите слово, пропущенное в схеме:

Образование в РФ

дошкольное

общее


дополнительное

В3.       Запишите слово, пропущенное в схеме:

Мировые религии


христианство

ислам

В4.       Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А)
премьера телесериала
1)
массовая
Б)
конкурс фольклорных коллективов
2)
народная
В)
празднование дня Ивана Купалы


Г)
скандал с участием поп-звезды


Д)
переиздание детектива-бестселлера


Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в строку ответа (без других символов).
А
Б
В
Г
Д






В5.       Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А)
стремление к достоверности
1)
наука
Б)
обоснованность предположений
2)
искусство
В)
субъективность


Г)
чувственное отражение реальности


Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в строку ответа (без других символов).
А
Б
В
Г





В6.       Установите соответствие между видами религии и их конкретными примерами: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ РЕЛИГИЙ

ВИДЫ РЕЛИГИИ
А)
синтоизм
1)
мировые
Б)
иудаизм
2)
национальные
В)
буддизм


Г)
христианство


Д)
конфуцианство


Е)
ислам


Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в строку ответа (без других символов).
А
Б
В
Г
Д
Е







В7.       Установите соответствие между видами религии и их конкретными примерами: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ РЕЛИГИЙ

ВИДЫ РЕЛИГИИ
А)
индуизм
1)
монотеистические
Б)
католицизм
2)
политеистические
В)
пантеизм


Г)
православие


Д)
иудаизм


Е)
протестантизм


Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в строку ответа (без других символов).
А
Б
В
Г
Д
Е







В8.       Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные народной культуре, и обведите цифры, под которыми они указаны:
1) авторство часто не определено,
2) носит преимущественно коммерческий характер,
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия,
4) появилась раньше других форм культуры,
5) рассчитана на узкий круг ценителей,
6) наиболее востребована в современном обществе.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: 134
В9.       Найдите в приведенном ниже списке произведения народной культуры и обведите цифры, под которыми они указаны:
1) школьные анекдоты,
2) исторический роман,
3) песня о Степане Разине,
4) песни-колядки,
5) бразильский телесериал.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

В10.   Найдите в приведенном ниже списке средства массовой коммуникации, возникшие в ХХ веке, и обведите цифры, под которыми они указаны:
1) кинематограф,
2) Интернет,
3) телевидение,
4) газеты,
5) радио.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

В11.   Найдите в приведенном ниже списке средства массовой информации и обведите цифры, под которыми они указаны:
1) телеканал ОРТ,
2) радиостанция «Хит-FM»,
3) детектив-бестселлер,
4) газета «Московский комсомолец»,
5) Ученые записки государственного университета.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: 124
В12.   Прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы. Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ____ (1), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные _____ (2). Национально-государственные религии, которые оставляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, то есть вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, _____ (3), _____ (4). Все религии можно также объединить в две большие группы: _____ (5), то есть признающие существование единого Бога и _____ (6), признающие множество богов.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
а) монотеизм,
б) политеизм,
в) древность,
г) ислам,
д) культ,
е) буддизм,
ж) индуизм,
з) суеверие,
и) конфуцианство,
к) миф.
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в строку ответа.
1
2
3
4
5
6








Часть С. Напишите развернутый ответ на вопрос.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур.
Ответ:
·         Диалог культур – взаимодействие культур, обмен культурными ценностями.
·         диалог культур – это процесс, последствия которого неоднозначны,
·         диалог культур может способствовать как взаимному обогащению культур, так и уничтожению некоторых из них.
Максимальный балл – 2.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об искусстве.
Ответ:
·         Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.
·         важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образах,
·         предметом искусства являются эстетические отношения человека к действительности, его задача – художественное освоение мира.
Максимальный балл – 2.
С5. Назовите любые три функции современной науки.
Ответ:
·         культурно-мировоззренческая,
·         функция науки как непосредственной производительной силы общества,
·         функция катализатора процесса непрерывного совершенствования производства,
·         социальная функция.
Максимальный балл – 2.
С6. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера ее осуществления.
Ответ:
·         проявления социальной функции науки: социального развития и управления, социального прогнозирования,
·         примеры:
·         демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства,
·         экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год правительством,
·         ученые-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества.
Максимальный балл – 3.
С6. С помощью 3 примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, элитарной и массовой культур.
Ответ:
·         сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений,
·         использование в качестве рекламных слоганов название произведений литературной классики или цитат из нее,
·         использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.
Максимальный балл – 3.
С6. Существует расхожее представление о том, что творчество – удел только ученого, писателя, композитора или художника. Опровергните это представление с помощью трех примеров, доказывающих, что творческие возможности не имеют профессиональных и других ограничений.
Ответ:
·      творческий характер имеют действия ребенка, придумывающего со своими товарищами новую игру (отсутствие возрастных ограничений),
·      творчество проявляет хозяйка, изобретающая новый соус для мяса (отсутствие ограничений, связанных с уровнем образования),
·      творчество проявляет ученик, студент, молодой рабочий или мастер, предлагающие свои способы решения поставленной перед ними задачи (отсутствие профессиональных ограничений и ограничений, связанных с уровнем квалификации).
Максимальный балл – 3.
С6. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.
Ответ:
·         представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренне и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений),
·         участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма),
·         возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательного процесса),
·         участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе),
·         ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических и книжных новинках, театральных премьерах и так далее).
Максимальный балл – 3.
С7. По словам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивать рыбу». К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две особенности средств массовой информации данной категории, не указанные в задании.
Ответ:
·         газета обращена к массовой аудитории, широкому кругу читателей,
·         категория СМИ – «желтая пресса», «бульварная пресса»,
·         признаки: акцент на развлекательность; отказ от серьезной аналитики; преобладание информации, относящейся к частной жизни знаменитостей, криминальной хронике, спорту; приоритет интересов коллектива перед интересами личности.
Максимальный балл – 3.
С7. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность. Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
Ответ:
·          СМИ активно распространяют рекламу, а она типичный продукт массовой культуры,
·         художественная продукция, преобладающая на телевидении, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность. Дополнительным примером, иллюстрирующим главный вывод, может служить активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры – шоу-бизнес (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни звезд).
Максимальный балл – 3.
С7. Нередко можно услышать мнение о необходимости ограничить свободу средств массовой информации, введя цензуру. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.
Ответ:
Мнения:
·      да, необходимо ограничить свободу СМИ, введя цензуру, так как существующая полная безответственность СМИ может привести к размыванию нравственных устоев общества,
·      нет, современная демократия немыслима без свободы СМИ.
Аргументы для первого мнения:
·      многие СМИ в погоне за тиражом регулярно публикуют всяческие небылицы-сенсации, фактически обманывая людей,
·      практически все СМИ уже имеют свою «цензуру» - ограничения, которые устанавливает владелец СМИ, поэтому лучше заменить их на ограничения, установленные государством.
Аргументы для второго мнения:
·      подлинная демократия невозможна без обладания объективной и достоверной информацией, соответствующей реально происходящим политическим, социальным, экономическим процессам,
·      ограничение свободы СМИ путем введения цензуры дает государству возможность манипулировать общественным сознанием, навязывать единую официальную идеологию, что может привести к тоталитаризму.
Максимальный балл – 3.
С7. Критик так отозвался об этом произведении: «Фантастические спецэффекты, захватывающий сюжет, звездный состав исполнителей, легко запоминающиеся песни». Предположите, к какой форме культуры можно отнести это произведение. Приведите три обоснования этого предположения с позиций знания основных форм культуры.
Ответ:
·          форма культуры – массовая культура,
·         обоснования:
·         произведение имеет развлекательную направленность (захватывающий сюжет),
·         произведение рассчитано на массового зрителя (привлечение звезд, легко запоминающиеся песни),
·         произведение имеет коммерческую направленность.
Максимальный балл – 3.
С7. Звезда телесериалов снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.
Ответ:
·          форма культуры – элитарная культура,
·         признаки:
·         некоммерческий характер,
·         высокая содержательная и эстетическая сложность,
·         доступность ограниченному кругу специалистов и знатоков.
Максимальный балл – 3.
С7. Существует мнение, что нравственность является основой свободы человека. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.
Ответ:
Мнения:
·         да, свободным можно назвать только человека, обладающего сильным нравственным стержнем, так как он не позволяет порокам руководить собой,
·         нет, свобода – понятие абсолютно самостоятельное от категорий добра и зла.
Аргументы для первого мнения:
·         свобода – это осознанная необходимость, ограниченная нравственными нормами, а не безответственное потакание своим страстям,
·         свобода невозможна без ответственности перед обществом, а ответственность имеет в своей основе нравственные начала.
Аргументы для второго мнения:
·         свобода всегда предполагает наличие выбора, а человек не всегда делает выбор, исходя из интересов общества,
·         нравственные нормы отличаются у разных народов и стран, поэтому нельзя мерить свободу нравственными норами одной из человеческих общностей.
Максимальный балл – 3.


Комментариев нет:

Отправить комментарий